Путевой инструмент: назначение и разновидности

    Путевой инструмент используется при прокладке или ремонте железнодорожного полотна и других путей сообщения. Путевой инструмент представлен как ручными приспособлениями, так и механизированным оборудованием и включает:

Домкраты железнодорожные

    Домкраты железнодорожные применяются при ремонте железнодорожных путей и их осмотре. В частности, домкраты железнодорожные используют для подъема и рихтовки рельсошпальной решетки.

Рельсосверлильные станки

    Рельсосверлильный станок используется для сверления в рельсах болтовых отверстий различного диаметра. Рельсосверлильный станок может различаться по степени мощности и назначению (для тех или иных типов материалов).

Станок рельсорезный

    Рельсорезный станок предназначен для резки рельсов из закаленной и незакаленной стали. Рельсорезный станок также задействуется как при ремонтных работах, так и при текущем содержании железнодорожных путей.

Верхнее строение пути

    Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств. Верхнее строение пути воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного состава, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.

    Рельсы, соединенные между собой стыковыми скреплениями, а со шпалами — промежуточными скреплениями, образуют вместе путевую (рельсо-шпальную) решетку; шпалы (или брусья) заглублены в балластный слой, который опирается на основную площадку земляного полотна. На мостах при устройстве проезжей части без балласта рельсы опираются на деревянные мостовые брусья или железобетонные плиты.

    В местах разветвления и соединения путей укладывают стрелочные переводы, опорами для металлических частей которых служат переводные брусья; в опытном порядке уложены железобетонные брусья и плиты.

    Рельсы, шпалы и другие элементы верхнего строения пути типизированы; для каждого типа установлены стандарты, определяющие их конструкцию, размеры, качество материала. Конструкция верхнего строения пути должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой, экономичной, в любых эксплуатационных условиях обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с максимальными скоростями.